АВЕРРОИЗМ

АВЕРРОИЗМ
- направление средневековой философии, разрабатывавшее идеи арабского мыслителя Аверроэса (Ибн Рушда). В более общем смысле А. развил материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда и его последователей.

Идеи арабских философов (см. "Арабская философия") о смертности души, о вечности и, как следствие, несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины были материалистически развиты аверроэвской школой. Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии. Это наметило основы антитеологических тенденций в А., отдельные тезисы которого противостояли религиозной философии католицизма, и побудило Ф. Энгельса в "Диалектике природы" отметить "перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII в." (Энгельс Ф. "Диалектика природы" // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 346).

Безличный мировой ум (нус) в его понимании Аристотелем рассматривается А. как единая субстанция, общая для всего человечества и влияющая на отдельные души людей извне. В связи с этим и отрицалось бессмертие индивидуальной души. Тесно связана с этим теория "единства интеллекта", привлекающая внимание современной западной философии (Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories f Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.): разум, будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, представляет собой в своей основе единую нематериальную основу.

Арабский аристотелизм (как комментарии к Аристотелю и развитие его философских идей применительно к своеобразию религиозно-философской мысли ислама) развивался в учении Фалсафа, представляющего собой восточный перипатетизм в средневековой арабской философии. Опираясь на философию средневекового ислама, арабские переводы античных философов и критический анализ христианской и иудейской религиозной философии, арабский аристотелизм влиял на развитие А.

Переводы на латинский язык философских трудов Ибн Рушда, творившего в арабо-испанской Андалузии, были широко известны его современникам и последователям в университетах Западной Европы (в частности, Сигеру Брабантскому и Боэцию Дакийскому из Парижского университета, итальянским философам Болонского университета и медикам Падуанского университета).

Наряду с борьбой против религиозной философии католицизма имела место полемика иудейских философов с тезисами А., переведенными на древнееврейский язык (например, Альбалаг, XIII в., жил в Испании). Философия А. была знакома известному еврейскому философу Моисею Маймониду.

Полемика сторонников А. с Фомой Аквинским вызвала преследования их католической церковью. Многие тезисы А. осуждались парижским епископом по приказанию папы Иоанна XXI в 1277 г.; вместе с аристотелизмом А. был осужден Беневентским собором в 1513 г.

В XVI в. центр А. переместился из Франции в Италию и развивался в рамках Падуанской школы. Основанную на А. политическую теорию светского государства развивал Марсилий Падуанский. Профессор философии и медицины университетов Болоньи, Феррары и Падуи Пьетро Помпонацци (1462 - 1525) анализировал концепцию Аверроэса о единстве человеческого интеллекта. Кроме него в Болонском университете философские воззрения А. развивали Пьетро дАбано, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене. Влияние идей А. прослеживается в философских трудах Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини.

Т. о., западноевропейская философская мысль вплоть до эпохи Возрождения испытывала определенное влияние А. и арабского аристотелизма. Примером этому может служить полемика Франческо Петрарки (1304 - 1374) с философскими школами аверроистов в Венеции. Более того, в Италии А. был популярен вплоть до XVII в.

Комментарии Аверроэса к Аристотелю и учение А. были известны ив России: основатели Славяно-греко-латинской академии получили образование в Падуе - центре итальянского А. К началу XVII в. А. теряет свое влияние в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.

(Лит.: Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903; Философская энциклопедия, т. 1, M., 1960, с. 18; Григорян С. H. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 352 с.; Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973, 207 с.; Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 9; Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.)

И. А. Латыпов


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АВЕРРОИЗМ" в других словарях:

  • АВЕРРОИЗМ —         направление западноевроп. ср. век. философии, восходящее к воззрениям араб, философа 12 в. Ибн Рушда (влат. традиции Аверроэс). А. явился натуралистич. переработкой учения Аристотеля, в форме комментария к произведениям которого и… …   Философская энциклопедия

  • АВЕРРОИЗМ — АВЕРРОИЗМ, направление в западноевропейской философии 13 16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда… …   Современная энциклопедия

  • АВЕРРОИЗМ — направление в западноевропейской философии 13 16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АВЕРРОИЗМ — направление в западноевропейской средневековой философии, основу которого составили воззрения арабского философа 12 в. Ибн Рушда (латинизирован. Averroes). А. явился дальнейшей разработкой материалистических тенденций учения Аристотеля. Аверроэс… …   Новейший философский словарь

  • АВЕРРОИЗМ — Философское учение арабского ученого Аверроэса (1126 1198), утверждавшего, между прочим, что вселенная не могла быть создана из ничего и что индивидуальное бессмертие невозможно, хотя материя вечна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Аверроизм — АВЕРРОИЗМ, направление в западноевропейской философии 13 16 вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Аверроизм — Статья является частью цикла о Схоластике …   Википедия

  • Аверроизм —         направление в средневековой философии, основателем которого был арабский мыслитель 12 в. Ибн Рушд (Аверроэс). А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда идею вечности (следовательно,несотворённости) мира,… …   Большая советская энциклопедия

  • аверроизм — направление в западноевропейской философии XIII XVI вв., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворённости мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало… …   Энциклопедический словарь

  • Аверроизм — направление в западноевроп. ср. век. философии, восходящее к учению араб. философа Ибн Рушда (Аверроэса), труды которого в осн. представлены комментариями к Аристотелю. Возникший и получивший развитие во 2 й пол. XIII в. на ф те свободных… …   Католическая энциклопедия

  • Аверроизм — направление в средневековой философии, основателем которого был араб, мыслитель Ибн Рушд (Аверроэс). Получил распространение в Зап. Европе благодаря переводам на лат. язык (сделаны в арабоязычной Испании) комментариев к Аристотелю Ибн Рушда и др …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»